Про ИСО и и мысленные математические опыты.
Пловец Саша прыгнул в реку и поплыл против течения. Когда
Саша проплыл 1 километр, с него как-то случайно соскользнули, пардон, плавки.
Так как спортсмен Саша был очень увлечён плаванием, то пропажу плавок он обнаружил
только через 10 минут. Он немедленно развернулся и поплыл вниз по течению,
чтобы догнать свои плавки.
К своему удивлению, Саша настиг плавки точно в том месте, где он прыгнул в воду
и откуда поплыл вверх по реке.
Можно объекты заменить на катер и
пустую бутылку…суть та же.
Вопрос первый: Какова скорость течения реки?
вроде так задачка...пятый класс.
если кто правильно решит, пущай тогда ответит на второй вопрос:
найдет скорость пловца. если сможет. И обязательно ответит на дополнительные вопросы.
Пятый класс это для физтеха.
А вот что получается при табулировании.
скорость
течения |
скорость
пловца |
скорость
против |
10
мин расстояние |
расстояние
обратно |
скорость
обратно |
сложение
скоростей |
проверка
на дурака |
|
3 |
3,13 |
0,125 |
0,020833333 |
1,020833333 |
6,125 |
6,125 |
|
|
3 |
3,225 |
0,225 |
0,0375 |
1,0375 |
6,225 |
6,225 |
|
|
3 |
3,5 |
0,5 |
0,083333333 |
1,083333333 |
6,5 |
6,5 |
|
|
3 |
3,9 |
0,9 |
0,15 |
1,15 |
6,9 |
6,9 |
|
|
3 |
4 |
1 |
0,166666667 |
1,166666667 |
7 |
7 |
|
|
3 |
5 |
2 |
0,333333333 |
1,333333333 |
8 |
8 |
|
|
3 |
6 |
3 |
0,5 |
1,5 |
9 |
9 |
|
|
3 |
12 |
9 |
1,5 |
2,5 |
15 |
15 |
|
|
3 |
26 |
23 |
3,833333333 |
4,833333333 |
29 |
29 |
нормально…? |
В столбце скорость пловца-----она может быть какой угодно….при
любой методике решения данной задачи…. А это значит, задача не решается
однозначно.
В общем не задача, а херня из дурной головы.
Во всех остальных случаях невязка скоростей туда и обратно, если начать менять скорость течения..
Вопрос, почему , именно скорость пловца любая? А не конкретно одна.
Делаем простейший опыт… не в уме,
а в натуре..
Способ измерения скорости течения…
инструменты…
Метровая линейка. Секундомер. Щепка.
Опускаем щепку в воду и измеряем несколько раз время, за которое щепка проплывет метр. Считаем среднее.. определяем среднюю скорость.
Все.
Второй способ…при помощи сравнения. Инструменты:
бассейн длиной 1 км..
пловец.
секундомер.
Река, с неизвестной скоростью течения.
Мы знаем, что в бассейне пловец, проплывает за 10 минут определенное расстояние… не больше и не меньше, километр. Опыт повторяем несколько раз. Пловец у нас рекордсмен. 6 км в час это очень круто.
Тот же пловец за десять минут в реке проплывает 500 метров. В два раза медленней..
Отсюда вывод. Скорость течения в два раза меньше скорости пловца в стоячей воде и равна 3 км в час.
Решение единственное…других быть не может в виду отсутствия вариантов опытных данных. Без вариантов…
С любой другой скоростью пловца скорость течения будет другой!!!!!
Да и десять минут плыть не обязательно, можно плыть любое время, хоть минуту.
Все.
Однако если действительно потерять что либо, проплыв километр, а потом еще пятьсот метров и успеть назад к точке старта поймать там потерянное… можно только при заданной скорости пловца, и никак иначе, полученной из опыта.
Вот один из алгоритмов, который предлагают умные дяди…. Они все, не сомневаясь
и пользуясь этим самым мысленным экспериментом, тут же бросаются, КАКОЕ ИХ ГОРЕ?, решать задачку. Косвенно вроде не имеющую
отношения к теории относительности.
Плавки, свалившись, до места их поимки будут плыть t часов, где t=1/vр, где 1-расстояние 1км, vр - скорость течения реки. За это же время Саша проплывет 1/6*(vс-vр) километров за 1/6 часа, потом заметит пропажу, через 1/6*(vс-vр) /(vс+vр) вернётся в точку потери и ещё через 1/(vс+vр) в точку поимки плавок. На всё он потратит t=1/6+ 1/6*(vс-vр)/(vс+vр)+1/(vс+vр). Эти два времени надо приравнять, скорость Саши vс пропадёт из уравнений, получим скорость реки vр=3 км в час и требование, чтобы 1 км против течения был преодолён Сашей за ненулевое положительное время.
Шедеврально. Вот и получается, что она, скорость пловца, ЛЮБАЯ. Видно из таблицы.
Потому что точка отсчета….никому и в голову не приходит проверить на практике.
Задачка используется на экзаменах по физике, в том числе ЕГЭ, в различных вариантах.
А задачка из области маразма с теорией относительности.
Но елки палки, теория относительности, а особенно ее применение со способом выбора системы отсчета. позволяет нам плавать с какой угодно скоростью,
в рамках подобающего приличия, в пределах не смущать совсем до безобразия, лишь бы скорость реки была 3 км в час. Торжество теории относительности и балл на экзамене отличнику на физтех…. Физмат, матмех.
Потом такие ребята становятся профессорами, и учат жить других. И твердить, что все у них с теорией и опытом в уме сходится. На таких же задачках, профессорами и составленных.
Подгон этот очевиден, если начать делать опыты, а не вводить отфонарные системы отсчета. А от фонаря, действительно в любом направлении, сколько времени не беги с какой угодно скоростью, за то же время с той же скоростью и прибежишь обратно, независимо от скорости движения носителя тебя самого, любимого.….азбука нормальной относительности, НЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ!!!.
В данной задаче для ее решения за систему отсчета приняты плавки. При этом на фиг исключается скорость пловца, Которую определить можно только из опыта…
Ответ: скорость реки равняется черти чему при таком подходе.
Единственный правильный ответ 3 км в час, при скорости пловца 6 км в час.
Но со скоростью пловца 6 км в час, скорость реки будет любая…подгоним.
А на деле ЛЯП.
Гюйгенс про квадрат скорости ляпнул, а дальше пошло поехало откровенное втюхивание с математическим маятником, с целю доказания его мухлевания с кинематикой от себя любимого….и его ускорения свободного падения…с промахом в два раза.
Начнем с этого… кинематика не пляшет.
От этой кинематики хвост во все области тянется.
Опытами не подтверждается. Тупичок и в космосе и на земле вполне очевидный. Основанный на безоговорочной вере в непогрешимость гениев от фонаря…голливуд и мосфильм.
И все только потому, что используется материал, от массы втюхивальщиков от фундаментальной науки, без опытов, зато с апломбом высшей математики..
Хотя все решается 2-мя действиями. Сложил вычел. Остальное навороты—комбинация этих двух.
Продолжим про гюйгенса, его идеей с волнами.. тож математика, качеством не озабоченная, одним количеством.
А это и есть подгон….
А качество в том, что намагниченное тело падает быстрее на землю чем не намагниченное. Свойств у тел в связи с этим навалом. А еще и электричество…заряды те самые-- заряженное тело падает на землю быстрее не заряженного и наоборот. Горячие тела притягиваются к холодным…опыты, а не математика. Отталкиваются одинаково нагретые.
И так далее…..продолжение в моих работах.
И огромная каменюка эйнштейневистам, насчет эквивалентности гравитационной и инерционной массы.
Фатьянов А.В. Спб